Дата публикации: 26.02.2021
Представители Росреестра и Федеральной нотариальной палаты (ФНП) в ходе расширенного совещания обсудили развитие цифрового взаимодействия в сфере регистрации недвижимости, которое осуществляется в рамках дорожной карты по совершенствованию и развитию информационного взаимодействия между Росреестром и ФНП. Со стороны Росреестра участие в мероприятии приняла заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова, курирующая вопросы цифровой трансформации.
Нотариат является одним из крупнейших партнеров и пользователей услуг Росреестра. За 2020 год в электронном виде нотариусами было направлено на государственную регистрацию более 2,4 млн пакетов заявлений и 7 млн запросов о предоставлении сведений ЕГРН. Нотариат взаимодействует с Росреестром в автоматизированном режиме, используя Единую информационную систему нотариата и сервисы официального сайта ведомства.
Одной из главных тем обсуждения стала возможность подачи нотариусами в федеральную службу свидетельства о праве на наследство в электронном виде. Это позволит избежать ошибок при переносе сведений о регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сократить срок регистрации. По оценке специалистов, вся процедура будет занимать от нескольких минут до получаса.
«Подача нотариусами свидетельства о праве на наследство – одна из наиболее востребованных услуг среди граждан. Новый механизм усовершенствует электронное взаимодействие между Росреестром и нотариатом, обеспечит для заявителей комфортный и защищенный оборот недвижимости», - заявила заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова.
В ходе совещания представители нотариата также продемонстрировали технологию дистанционного удостоверения сделки с недвижимостью двумя и более нотариусами. Услуга специально предусмотрена в случаях, когда продавец и покупатель недвижимости находятся в разных городах. Сначала участники сделки на местах подают документы удобному для каждого из них нотариусу. После этого нотариусы связываются между собой посредством Единой информационной системы нотариата, удостоверяют сделку, которую каждый из участников подкрепляет простой электронной подписью, и направляют электронный пакет документов на регистрацию в Росреестр. Услуга позволит заявителям существенно сэкономить время и финансы, исключив затраты на передвижение между городами для совместного присутствия на сделке. Механизм будет внедрен в ближайшее время.
Напомним, что Росреестр совместно с Минэкономразвития России также прорабатывает механизм, в рамках которого в 2021 году приём документов по экстерриториальному принципу будет организован во всех многофункциональных центрах страны. То есть граждане, не покидая места своего проживания, смогут прийти в ближайший МФЦ и зарегистрировать права на любое недвижимое имущество, находящееся в другом регионе РФ. В настоящее время услуга уже доступна в ряде регионов, например, в Московской, Нижегородской областях, Республике Бурятия и др.
Также Росреестр и нотариат работают над созданием технологий, которые позволят автоматизировать обработку электронных документов, направляемых нотариусами на государственную регистрацию прав на недвижимость и предоставление сведений из ЕГРН.
«Реализация данного механизма позволит ускорить гражданский оборот в сфере недвижимости, при этом сохранив безопасность. Нотариус, удостоверяя сделку, несет за нее полную имущественную ответственность, и в соответствии с Федеральным законом проверка законности нотариально удостоверенного документа государственным регистратором уже не требуется. Таким образом нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью гарантирует защиту прав участников сделки, а со стороны регистратора, при автоматизации данных процессов, будет осуществляться форматно-логический контроль при внесении соответствующих сведений в ЕГРН», – подчеркивает советник президента Федеральной нотариальной палаты по взаимодействию с органами государственной власти Елена Джуринская.
В настоящее время создана рабочая группа, которая обеспечивает решение всех текущих вопросов.