Дата публикации: 13.01.2017
С 1 января 2017 года появились новые правила регистрации прав на недвижимость. Они упрощают процесс регистрации
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Он отменяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Рассмотрим 9 изменений, которые упростят регистрацию прав на недвижимость.
Новое основание регистрации прав на недвижимость
Все основания для регистрации прав, которые были указаны в статье 17 Закона № 122-ФЗ, содержатся и в статье 14 Закона № 218-ФЗ.
С 1 января 2017 года появилось новое основание – наступление обстоятельств, которые указаны в федеральном законе (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Речь идет о правах на недвижимость, которые возникают в силу закона:
· вследствие обстоятельств, которые указаны в законе,
· не со дня государственной регистрации прав.
Такие права юридически действительны даже без государственной регистрации в ЕГРН.
Росреестр проводит их регистрацию в ЕГРН:
· по заявлениям правообладателей;
· решению регистратора при поступлении от органов власти и нотариусов сведений, которые подтверждают факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).
Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость
В Законе № 218-ФЗ нет принципиально новых правил и норм, которые бы меняли состав лиц с правом подавать заявление на регистрацию прав (кадастровый учет). Отличие состоит в следующем.
Все лица, по заявлению которых проводится регистрация, теперь перечислены в одной статье Закона № 218-ФЗ – статье 15 «Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав»:
· в части 1 – лица, по заявлению которых Росреестр одновременно проводит как государственный кадастровый учет, так и регистрацию прав;
· в части 2 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит только государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав;
· в части 3 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета.
Раньше лица, по заявлению которых Росреестр проводил регистрацию, были перечислены в разных статьях Закона № 122-ФЗ.
Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой
Закон № 218-ФЗ упростит процедуру сбора дополнительных документов на регистрацию прав, которые заявитель обязан представить в Росреестр помимо основных документов в отношении объекта недвижимости и прав на него.
Раньше Росреестр сам запрашивал только выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ). Кроме того, учредительные документы (или их нотариальные копии) можно было не предоставлять в Росреестр только в двух случаях:
· если ранее учредительные документы уже были представлены и была проведена регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости,
· если с момента регистрации права юридического лица налоговая не зарегистрировала изменения в его учредительные документы.
Во всех остальных случаях заявитель должен был представлять эти документы в Росреестр самостоятельно.
Закон № 218-ФЗ обязал Росреестр самостоятельно запрашивать в налоговом органе учредительные документы заявителя (ч. 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). При этом не имеет значения, представлял ли их ранее заявитель на регистрацию прав и вносил ли в них изменения.
Требования к документам на регистрацию права
Большинство требований к документам, которые представляются на регистрацию в Законе № 218-ФЗ, остались без изменения. Однако с 1 января 2017 года некоторые требования изменятся.
Передавать на регистрацию нужно только один подлинник (ч. 3 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Упрощение касается документов на бумажном носителе, которые:
· выражают содержание сделки и
· служат основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимости.
Заявитель представляет их на регистрацию:
· не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, – если сделка совершена в простой письменной форме;
· не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, – если сделка совершена в нотариальной форме или право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.
Раньше на регистрацию необходимо было представить (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ):
· два экземпляра-подлинника, один из которых после регистрации прав возвращался правообладателю, второй – помещался в дело правоустанавливающих документов, – если сделка совершалась в простой письменной форме;
· два экземпляра, один из которых (подлинник) после регистрации прав возвращался правообладателю – если право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.
Нужно представлять копии (а не подлинники) актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Заявитель представляет на регистрацию в одном экземпляре копии:
· актов органов государственной власти,
· актов органов местного самоуправления,
· судебных актов, которые устанавливают права на недвижимое имущество.
Росреестр их сканирует и после регистрации возвращает заявителю.
Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира
Можно независимо от места нахождения недвижимости:
· отправить документы по почте или
· обратиться в Росреестр или МФЦ.
В части 2 статьи 18 Закона № 218-ФЗ прямо указано: «...документы... на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости...».
Это правило распространяется на заявление (и документы, которые к нему прилагаются):
· о государственном кадастровом учете и (или)
· регистрации прав.
Заявитель может:
· подать документы лично в подразделение Росреестра или в МФЦ согласно перечню, который опубликован на официальном сайте;
· отправить документы на бумажном носителе по почте.
Документы можно будет подать через выездное подразделение Росреестра
Важное нововведение – регистрация прав при выездном приеме документов сотрудниками Росреестра. В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы заявитель представляет в форме документов на бумажном носителе, лично обратившись к уполномоченному лицу Росреестра (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Росреестр опубликовал на официальном сайте перечень подразделений, которые занимаются выездным приемом (абз. 3 подп. 1 п. 2 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 г. № 883).
Госорганы сами передадут документы в Росреестр
Упростится порядок регистрации, если право возникает на основании:
· акта государственного органа,
· акта органа местного самоуправления,
· соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления.
По действующему ранее порядку, если право возникало на основании:
· акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, то заявление на регистрацию подавало лицо, в отношении которого приняты указанные акты;
· соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то заявление подавали как эти органы, так и лицо, которое заключило договор или соглашение (ч. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).
Закон № 218-ФЗ устанавливает принципиально новый порядок регистрации (ч. 2 ст. 19). Госорган (или орган местного самоуправления) обязан сам направить в Росреестр документы на регистрацию в срок не позднее пяти рабочих дней:
1. С даты, когда принят акт, по которому возникает:
· право,
· ограничение права,
· обременение объекта недвижимости.
2. С даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости (в т. ч. сделка, которая совершена на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).
Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права
Росреестр обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.
Минэкономразвития России утвердило для этого Порядок уведомления органом регистрации прав правообладателя о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (приказ от 15 марта 2016 г. № 127).
До 2017 года Росреестр обязан был уведомить в течение пяти рабочих дней правообладателя недвижимости только при государственной регистрации:
· ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления по инициативе указанных органов, либо
· ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).
Срок регистрации права на недвижимость сократится
Раньше по общему правилу регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).
Исключение – государственная регистрация:
· ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений (проводится не позднее 15 рабочих дней);
· ипотеки жилых помещений (проводится не позднее пяти рабочих дней);
· на основании нотариально удостоверенных документов (проводится не позднее трех рабочих дней);
· на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав (проводится не позднее одного рабочего дня).
С 2017 года принципиально новый подход к срокам регистрационных действий (ст. 16 Закона № 218-ФЗ).
Срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель:
· непосредственно в Росреестр или
· в МФЦ.
Вид услуги | До 2017 года | С 2017 года |
Росреестр | МФЦ |
Регистрация права | 10 рабочих дней (абз. 1 п. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ) | 7 рабочих дней (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) | 9 рабочих дней (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) |
Постановка на кадастровый учет | 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 17 Закона № 221-ФЗ) | 5 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) | 7 рабочих дней (п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) |
Одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права | Не предусмотрена | 10 рабочих дней (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) | 12 рабочих дней (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) |
Внесение записи в реестр недвижимости на основании решения суда | 10 рабочих дней (п. 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утв. приказом Росрегистрации от 7 июня 2007 г. № 112) | 5 рабочих дней (п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) | Не предусмотрено |
Регистрация: 1) нотариально удостоверенной сделки; 2) свидетельства: – о праве на наследство, – о праве собственности на долю в общем имуществе супругов | – 3 рабочих дня (абз. 3 п. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ); – 1 рабочий день, если нотариус отправит документы в Росреестр в электронном виде (абз. 6 п. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ) | – 3 рабочих дня (п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ); – 1 рабочий день, если нотариус отправит документы в Росреестр в электронном виде (п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) | 5 рабочих дней (п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ) |
Подготовлено специалистами сервиса Система Юрист http://www.lawyercom.ru/article/21217-qqq-16-m12-26-12-2016-9-izmeneniy-uprostyat-registratsiyu-prav-na-nedvijimost?ustp=W