Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Некоммерческой организации по вопросу осуществления деятельности организаций технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства и сообщает.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, (далее – переходный период).
В переходный период государственный учет указанных объектов осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. № 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70, (далее – Положение об аккредитации).
Согласно информации, представленной Росреестром, по состоянию на 1 января 2010 г. в Российской Федерации Росреестром аккредитовано 164 организации технической инвентаризации, из них:
– 2 организации технической инвентаризации, созданные в форме федеральных государственных унитарных предприятий;
– 72 организации технической инвентаризации, созданные в форме государственных унитарных предприятий, учрежденных субъектами Российской Федерации;
– 88 организаций технической инвентаризации, созданных в форме муниципальных предприятий;
– 1 организация технической инвентаризации, созданная в форме казенного предприятия;
– 1 организация технической инвентаризации, созданная в форме автономного учреждения.
В субъектах Российской Федерации, указанных в обращении Некоммерческой организации, аккредитовано несколько организаций технической инвентаризации (Новгородская область – 3; Костромская область – 2; Кировская область – 2; Псковская область – 2; Республика Северная Осетия – Алания – 2). В 2009 г. вопросы отзыва аккредитации организаций технической инвентаризации в указанных выше субъектах Российской Федерации комиссиями по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации (далее – Комиссия по аккредитации) не рассматривались, количество аккредитованных организаций не изменилось.
Также необходимо отметить, что на основании пункта 3.18 Положения об аккредитации решение Комиссии по аккредитации, в том числе об отказе в аккредитации, отзыве аккредитации, может быть обжаловано в Росреестре или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, информация о монопольном положении ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ", указанные в обращении Некоммерческой организации, не нашла подтверждения.
Исходя из пункта 7 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о конкуренции) функции по соблюдению антимонопольного законодательства осуществляет антимонопольный орган. Статьей 23 Закона о конкуренции установлены полномочия антимонопольного органа, осуществляемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба.
Дополнительно сообщаем, что, исходя из положений части 3 статьи 44 Закона о кадастре, с 1 января 2013 г. кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства будут осуществлять в порядке, установленном Законом о кадастре, кадастровые инженеры. При этом с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. К соответствующим правоотношениям с участием таких органов и организаций при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила Закона о кадастре, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ юридическим лицом. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами.
Директор Департамента недвижимости | А.И. Ивакин |